Главная страницаО поселкеИстория образования и развитие в XIX В.

История образования и развитие в XIX В.

В связи с очевидной экономической выгодой, получаемой от действующих в России железных дорог, 1 и 24 марта 1870 года Государем Императором Александром II была утверждена сеть железных дорог России. В 1871 году по губерниям был разослан циркуляр Министерства Путей Сообщение, где предписывалось «провести изыскания от г. Моршанска до г. Пензы инженеру, коллежскому секретарю Лилину».

В 1872 году были утверждены правила по отчуждению частных имуществ земли под железные дороги, в соответствии с которыми создавались оценочные комиссии. Такая комиссия была создана и в Чембарском уезде в составе Почетного мирового судьи Чембарского округа поручика Рихтера, местного уездного исправника Д.И. Соколова, землевладельцев князя Николая Николаевича Енгалычева, Александра Николаевича Щетинина, князя Мамлеева. В результате ее работы была составлена опись оценки имущества, отходящего под железную дорогу по Пачелмским дачам (земельным участкам) на общую площадь 15 десятин 2230 квадратных сажен. По первому участку значится 30 владельцев, по второму - 1, по третьему - 39. За отчужденную под железную дорогу землю владельцам было определено денежное вознаграждение в сумме 1152 рублей.

В документах канцелярии Пензенского губернатора за 1873-1884 годы имеются сведения о том, что строительство Моршанско-Сызранской железной дороги велось в мае 1873 года. В них, в частности, указывается, что рабочие устроены в бараках, пища идет от подрядчика земельного полотна хорошая. Хлеб мягкий, пропеченный, щи из Соленого мяса, каша варится, в постные дни гречневая, в скоромные - пшенная, квас хороший, красный, что больница для рабочих железной дороги отведена в с. Каменке Н. Ломовского уезда.

В июле 1873 года на строительстве железной дороги в Чембарском уезде было занято 697 рабочих, из них 490 на земле Пачелмских владельцев, 26 сентября 1873 года Чембарский уездный исправник докладывает в рапорте губернатору: «Имею честь донести, что работа земляного полотна железной дороги по Чембарскому уезду окончена».

16 октября Пензенскому губернатору поступила депеша из С-Петербурга от Министерства путей сообщения: «Имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что 12-го сего октября открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге от Моршанска до Сызрани на протяжении 484 верст. Министр путей сообщения, Генерал-Адъютант...».

В 1880 году «Пензенские губернские ведомости» сообщали: «Управляющий почтовой частью Пензенской губернии доводит до всеобщего сведения, что на вновь учрежденном почтовом тракте от г. Керенска до Пачелмской станции Моршанско-Сызранской железной дороги открыта 23 августа 1880 года Пачелмская почтовая станция с приемом и выдачей всякого рода корреспонденции».

Постепенно рос и расширялся пристанционный поселок. В рапорте Чембарского уездного исправника от 22 июля 1887 года указывается: поселок Пачелма образовался из местных и пришлых жителей из числа 97 домов этого поселка 38 домов местных крестьян села Пачелмы и 59 домов пришлых - разночинцев. Из местных жителей, поселившихся на поселке, перенесли из села только 2 дома, а остальное построили себе вновь, также обустроились и пришлые; поселок этот населялся постепенно со времени проведения железной дороги с единственной целью: иметь на линии железной дороги поденный заработок и какую-нибудь службу при станции.

Некоторые из жителей поселка занимаются торговлей мясом, рогатым скотом, солью и лесом 2/3 жителей поселка занимаются поденными работами при станции по линии и вместе с тем хлебопашеством на соседних владельческих землях снимая у них подесятинно в аренду, 1/3 состоит служащими при станции и оптовыми рабочими; поселок, этот находится от села Пачелма в расстоянии 10 верст, торгово-промышленных заведений в поселке два - соляной склад, из которого производится оптовая продажа соли, и лесная пристань; особо отведенного места для базара нет, а базар, очень незначительный, собирается близ поселка на земле крестьян, села Калиновка Н-Ло мовского уезда».

В 1891 году на станции Пачелма сформировалась сложная производственная инфраструктура: депо, вокзал, асфальтовые пассажирские платформы, товарные платформы и пакгаузы, водонапорная башня, телеграфная станция с аппаратом Морзе, жилые помещения, баня. Длина станционных путей, кроме главного, составляла 1262,35 саженей. Если судить по «Ведомостям работы ж/д станций за 1890 г.», то за период с 1 января по 1 мая со станции было отправлено 6987 товарных вагонов, а прибыло 6915, продано 553 пассажирских билета, через станцию проследовало 542 поезда малой скорости и 120 - большой и средней скорости.

Заработок машиниста в это время составлял 360 рублей в год, кочегара - 144 рубля. Старший стрелочник получал 180 рублей в год, младший 133 рубля. Составитель поездов - 298, сцепщик - 115.

Годовой оклад начальника станции составлял 900 рублей, а у двух помощников по – 367 рублей. К высокооплачиваем чиновникам относился и товарный кассир, его заработок составлял 660 рублей. Старший телеграфист получал 480 рублей. Если учесть, что килограмм хлеба в то время стоил 4 копейки, килограмм мяса 12-16 копеек, пол-литра водки - 40 копеек, сапоги кожаные - 7 рублей, лошадь - 30 рублей, телка - 20 рублей, овца - 8 рублей, свинья - 12 рублей, мука ржаная 60-80 копеек за пуд, то утверждения о том, что до революции люди жили очень плохо выглядят весьма сомнительно. По крайней мере о железнодорожниках такого не скажешь.

Забыли пароль?

Регистрация

Анонсы

Стритбол в Пачелме

Новости

Форум

Важно Всем

01.10.2015Рубрика: Бизнес